30 Апр

Историческая конференция в Донецком христианском университете

23-24 апреля 2010 г. в Донецком христианском университете состоялась международная научная конференция «Евангельско-баптистское движение в Восточной Европе: история и культура», объединившая около тридцати исследователей и ученых из разных стран (Украина, Россия, Германия, США), которые изучают различные аспекты христианской евангельской истории и культуры.

Стратегической целью этого мероприятия было укрепление диалога христианских и светских исследователей, экспертов-аналитиков и служителей церкви в осмыслении и анализе евангельско-баптистской традиции, ее исторического значения и влияния на современное общество.

Если будешь призывать  знание и взывать  к разуму, если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх  Господень и найдешь  познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум (Пр.2:3-6) 

Конференция состояла из двух пленарных заседаний (начального и заключительного) и  трех секционных, посвященных раннему, «советскому» и современному периодам развития евангельско-баптистского движения. Характер докладов и дискуссий, которые прозвучали на конференции, показал, что главными для исследователей восточнославянского баптизма традиционно остаются темы взаимоотношений между государством и верующими, а также формирования и развития церковных структур. Однако появляются также и новые области научного интереса – например, вопросы единства и плюрализма общинной жизни, формы духовного наставничества и способы сохранения преемственности, формирование вероучения и доктрин, паттерны благотворительной деятельности, социализация молодежи и христианское образование, развитие евангельских СМИ, гендерные аспекты евангельско-баптистской культуры и т.п.

В числе докладчиков участвовали директор Института теологии и истории Боннской библейской семинарии Йоханнес Дик, профессор Менонитской семинарии г. Елкхарта, штат Индиана, США, Уолтер Заватски (заочно), руководитель отдела богословия и катехизации Российского союза евангельских христиан-баптистов М.В. Иванов, известный конфессиональный историк и «хранитель архива» союза ЕХБ А.В. Синичкин, главный редактор христианского журнала «Гость», пресвитер А.П. Нагирняк, научный сотрудник Российской академии наук Надежда Белякова, старший научный сотрудник Центра украинско-немецких исследований Днепропетровского национального университета Оксана Безносова, представители религиоведческой школы Полтавского национального педагогического университета, историки религии и церкви Юрий Вильховый и Александр Лахно, доктор философских наук, вице-президент Ассоциации «Духовное возрождение» Михаил Черенков,  кандидат исторических наук, преподаватель Санкт-Петербургского христианского университета Татьяна Никольская, доцент кафедры журналистики Харьковского национального университета им. В.Каразина, кандидат филологических наук Максим Балаклицкий, а также аспиранты и молодые ученые из различных вузов Украины и России.

Участники конференции смогли услышать ряд докладов, которые имели характер исторических свидетельств и воспоминаний, в частности доклады заместителя председателя Братства независимых церквей и миссий Украины С.М. Шапталы на тему «Советское детство верующего» и президента Донецкого христианского университета А.И. Мельничука «История и уроки первой восточнославянской миссии «Свет Евангелия». Состоялись также презентации новых книг по истории евангельско-баптистского движения, таких как «Евангельское движение в Российской империи (1850-1917): Екатеринославская губерния (Сборник документов и материалов) / Сост. и ред. О.В. Безносова. – Днепропетровск; Штайнхаген: Samencorn, 2006»; «Никольская Т.К.Русский протестантизм и государственная власть в 1905 – 1991 гг. СПб.: Издательство Европейского университета, 2009» и «Лахно О. Церковна опозиція євангельських християн-баптистів в Україні (1940-1980-ті роки). – Полтава, 2009». В библиотеке ДХУ была организована выставка публикаций по исторической проблематике – монографий, мемуаров, исторических документов.

Особым  Божьим благословением для участников конференции стала встреча с председателем государственного комитета Украины по делам национальностей и религий Ю.Е. Решетникова, который проанализировал современное правовое и политическое состояние протестантизма в Украине, ответил на некоторые важные и волнующие вопросы.

В рамках конференции был проведен круглый стол на тему «Христианский евангельский университет: миссия на восточнославянском пространстве». В ходе дискуссии участники высказали мнение о необходимости развития и популяризации высшего образования, в парадигме которого было бы заложено объединение принципов христианской евангельской нравственности, духовности и высокого профессионализма.

На  заключительном пленарном заседании  доктор философских наук, профессор Людмила Филипович обратила внимание на необходимость использования научных методов и подходов в исследовании истории и культуры евангельско-баптистского движения. Она отметила, что это движение уже много десятилетий существует на территории Украины и восточной Европы, претерпевает изменения и влияния со стороны других христианских движений и деноминаций и существенно обогащает восточнославянскую культуру, создавая дополнительные возможности для диалога и плюрализма.

В общем и целом конференция была очень насыщенной и информативной. Хочется верить, что обсуждение различных исторических и культурных обстоятельств, которые  формировали евангельско-баптистскую традицию на восточнославянском пространстве, станет одной из предпосылок к тому, чтобы со временем более глубоко осмыслить ценность этой традиции и использовать лучшие образцы исторического и духовного опыта верующих для христианского воспитания и духовного назидания современной молодежи.

Елена Панич,
проректор Донецкого христианского университета
кандидат исторических наук


    28 Апр

    Школа без стен открылась в Кыргыстане

    sww_kyrgystan2010

    На фоне тревожных новостей из этой среднеазиатской  страны есть и обнадеживающие известия – молодежь евангельских церквей  провела первый семинар в рамках программы «Школа без стен».

    24 апреля  молодые лидеры трех церквей евангельских христиан баптистов объединились в учебную группу для изучения темы «Во что мы верим». В программе семинара были мини-лекции, работа в малых группах, дискуссии, презентации, симуляторы. Была представлена концепция ШБС в целом и  данная программа в частности. Изложены методика и характерные черты, как тренингов, так и практических заданий в межтренинговый период. В двух группах были смоделированы разные ситуации — создание золотого тельца Аароном в отсутствие Моисея (Исход 32) и сравнительные биографии Билли  Грэма и Чака Темплтона (соратник Били Грэма по евангелизационным кампании в молодые годы, ставший впоследствии агностиком). По окончании каждая группа  представила диалоги между героями их историй. В общей дискуссии  был составлен список различных  «типов» неверия.

    Участники были разделены  на три групп по церквям, которые они представляли. Каждая группа выбрала четыре наиболее актуальные для их церкви проблемы неверия. По каждой проблеме была определенна причина и были предложены три «дерева проблем» трех соответствующих церквей. По результатам  проделанной работы каждая группа составила  рабочий план по преодолению выбранных  ими проблем. Разработанные планы  были представлены своим пресвитерам, совместно с ними скорректированы. По окончании проделанной  работы каждая группа представила план работы на предстоящий месяц, который является практическим заданием на межтренинговый период.

    Анализ оценочных  листов, заполненные участниками, показал, что молодые лидеры видят актуальность проблемы веры и неверия в их церквях. В задачи данного тренинга входила мотивация участников самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, поддерживая общение со своими пресвитерами и укрепляя единство веры в общине. Вот высказывания некоторых участников: «У многих есть духовные трудности, но лучше их решать вместе», «В ШБС появилась хорошая возможность начать близкие общения в команде для духовной поддержки и труда», «Я понял, что в одиночку трудно быть объективным», «Я уяснил себе, как вера может применяться на практике», «Есть возможность увидеть проблему и пути ее преодоления».

    Молитесь  о развитии служения «Школы без стен»  и духовном пробуждении в в Кыргызстане!

    sww_kyrgystan2010

    Руслан  Загидуллин, национальный координатор  «Школы без стен» в Кыргыстане!


      22 Апр

      Расширение Божьего Царства путем организации новых групп верующих

      sww_ii_22_04_2010

      Во многих супермаркетах сегодня можно купить большие красивые яблоки. Продаются они там в любое время года. И почему у нас на Украине не растут такие? А что если взять и посадить семечко с такого вот чудо яблока в нашу украинскую землю? Будут ли расти у нас такие чудесные яблоки? Оказывается нет. Не вырастит с такого семени ничего толкового.

      А вот если пойти на наш базар и купить простые, не всегда красивые (это не значит, что не вкусные) яблоки и взять семя от него…. Эффект будет противоположным. Все дело в ДНК.

      То же можно сказать и о церквях. Есть большие красивые церкви, с прекрасными церковными зданиями, с хором и пастором — профессионалом, здравым учением. Но к сожалению, многие общины, стерильны и не могут производить потомство. Зачастую наше миссионерство заключается лишь в пустых разговорах об этой проблеме.sww_ii_22_04_2010

      В нашей молодой церкви, которой только три года, решили не ждать когда мы построим своё здание, когда у нас будут остальные атрибуты хорошей, по мнению многих, церкви. Как вы уже знаете, с января месяца, две сестры с нашей церкви переехали в Красноармейск и там стали проводить клуб английского языка. Стали завязываться знакомства. Стали приходить люди на христианские встречи. Сестры, Вика и Марина, стараются среди недели проводить как можно больше времени с неверующими, читают с ними Библию, проводят беседы о Боге. Молитесь за них, за то, чтобы Господь использовал этих сестер для расширения Своего Царства!

      В этом месяце, в рамках ШБС мы проводили семинар на тему расширения Божьего Царства путем организации новых групп верующих. Проводили семинар братья из Киева. Они способствовали организации уже ни одной общины. На семинар, помимо студентов ШБС, мы пригласили людей, которые имеют в своем виденье организацию новых, простых церквей. Была сестра с Запорожской области, которая собирается ехать миссионеркой на Ямал. Один брат, который живет в Красноармейске, планирует в скором времени, благовествовать и  начать искать учеников. Молюсь, чтобы в Красноармейске образовалась еще одна группа верующих.

      sww_i_22_04_2010

      Сестра Галина, с Димитрова, уже привела к Господу многих людей. Теперь  она вдохновилась еще больше и на данный момент она активно помогает нам в благовестии новым людям. Пусть эти люди придут к познанию истины!

      Контактный адрес преподавателя по начинанию простых церквей: Тимми Пауэрс  timmy.powers@gcmweb.org

      Сегодня нуждается в реформации всё протестантское евангельское состояние. Может быть нет нового Лютера, но взрыв духовного желания уйти от массового зажиревшего человеческого христианства к изначальному жертвенному христианству Христа – должен произойти. Это диктует время и этого хочет Бог.


        16 Апр

        Ежегодный молодежный спецпроект «ХРИСТИАНИН НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

        8 мая 2010 г — Смоленск, Дом отдыха «Красный Бор»

        Ежегодный молодежный спецпроект
        «ХРИСТИАНИН НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
        8 мая 2010 г  — Смоленск, Дом отдыха «Красный Бор»

        Молодежная конференция 
        Христианский формат – 24/7
        Обнови свой формат!

        1. 30 Регистрация, чай, кофе.
        2. 30. Прославление, приветствие.«Дыхание неба», Виктор Игнатенков,епископ церквей ЕХБ Смоленской области (Смоленск)

        Пленарные:

        10.00. Может ли соль потерять силу? — Геннадий Лихих, Научный Библейский Центр «Апологет» (Курск) 
        10.50. «Церковь, в которую ходят» и «Церковь, которой живут» — Михаил Черенков, доктор философских наук,  вице-президент ассоциации «Духовное Возрождение», (Киев)  
        11.40. Молодой христианин с понедельника по пятницу — Евгений Бахмутский,  вице-президент РСЕХБ (Москва)

        12.30 – 13.30  Обед.

        13.30. «Свободное» время.Как обновить формат — Андрей Гурский, директор Научного Библейского Центра «Апологет» (Москва)
        14.20. Плоть vs дух — секреты побед в постоянной борьбе — Павел Токарчук,  исполнительный директор Ассоциации «Духовное Возрождение», молодежный пастор (Москва)

        Секционные:

        15.10. Среда обитания – масс-медиа  — Михаил Климов, сценарист,  менеджер по инициативам Христианского научно-апологетического центра (Симферополь)
        15.10. Как стать «агентом влияния» — Анна Степанчук, директор студии Grace production  (Киев).

        Пленарные:

        16.00. Что побуждает нас к служению Богу? — Павел Бегичев, благовестник, музыкант,  преподаватель (Москва)

        17.00. Закрытие конференции

        17.20.  Кофе-брейк, свободное общение.

        18.00. Обнови свой формат!  Акустический интерактивный концерт.

        Группа «Братский совет» (г. Киев) и Павел Бегичев

        Проживание и питание участников обеспечивают организаторы.
        Регистрационный взнос – 150 руб. по прибытии 

        Звоните: 8 910 715 42 89 (Илья Васильченков)
        Пишите: ilyavasil@mail.ru с копией alfafm@rambler.ru

        Следите за информацией на сайтах:
        apologet.ru
        www.bez-sten.com
        Научный Библейский центр «Апологет»
        Ассоциация «Духовное возрождение»
        Молодежный отдел Объединения ЕХБ Смоленской области


          16 Апр

          Международный семинар «Перспективы христианской философии в России»

          Международный семинар «Перспективы христианской философии в России». Москва, 31 мая 2010 г., конференц-зал Московской богословской семинарии ЕХБ.

          Московская богословская семинария ЕХБ
          The University of Texas at AustinА
          Ассоциация Духовное возрождение
          Нижегородское религиоведческое общество

          Международный семинар «Перспективы христианской философии в России»
          Москва, 31 мая 2010 г., конференц-зал Московской богословской семинарии ЕХБ

          Христианская философия в России имеет давние и богатые традиции. Прерванные революцией, они только начинают возрождаться. Очевидно и то, что в духовной ситуации нашего времени не все традиции будут актуальными, нужны их творческие прочтения. Еще больше нужны новые идеи, подходы, концепции. Последние могут появиться лишь в диалоге разных традиций и культур. Открытость к иному опыту, ценность многообразия принципиально важны для вызревания постсоветской христианской интеллигенции.

          В формате международного семинара встретятся представители разных христианских традиций и философских школ, чтобы вместе обсудить будущее христианской философии в России, ее призвание и реальные возможности. Особое внимание будет уделено проблематике отношений христианства и других мировоззрений.

          Доклады и дискуссии семинара посвящены вопросам сравнительного анализа христианской философской мысли в западном мире и России; осмыслению особенностей постсоветского мировоззрения в его отношении к христианству, возможностей философской апологетики христианской веры в условиях постсовременной культуры; теме христианской интеллигенции, ее научной и образовательной миссии.

          Специальный гость семинара – доктор философии Роберт Кунс, профессор Техасского университета.

          Информация о главных докладчиках семинара:

          Профессор Роберт Кун с www.utexas.edu/cola/depts/philosophy/faculty/koonsс
          Доктор философских наук Михаил Черенков http://cherenkoff.blogspot.com
          Кандидат богословия, исполнительный директор Нижегородского религиоведческого общества, Игорь Малин http://religioved.nnov.ru
          Кандидат богословия, игумен Вениамин (Новик) http://veniamin.spb.ru
          Доктор философских наук, профессор Сергей Мезенцев
          Кандидат филологических наук, декан МБС Геннадий Савин
          Кандидат филологических наук, декан Русско-Американского института Игорь Аленин
          Кандидат филологических наук, профессор Заокской духовной академии Виктор Ляху
          Кандидат философских наук, ученый секретарь Нижегородского религиоведческого общества Александр Аброчнов
          Кандидат философских наук, преподаватель Семинарии евангельских христиан (Москва) Алексей Токарев

          Приглашаем к участию преподавателей и студентов христианских учебных заведений, религиоведов, философов, богословов, журналистов.

          Материалы семинара будут изданы отдельным сборником. Тексты выступления присылать Игорю Малину ( igor.i.malin@gmail.com)

          По вопросам участия в семинаре обращаться к Михаилу Черенкову ( chmn@asr.ru)


            14 Апр

            Вечное Евангелие в новом дизайне завоевывает современную молодежь

            ccx_01_14_04_2010

            В этом учебном году проект «КТО ТЫ» начался в двух самых больших движениях Евразии — России и Украине. В России участие в проекте приняли студенческие группы из 6 крупнейших городов – в том числе Москвы и Новосибирска.

            Группа Новосибирского ССХ осенью 2009 г. организовала евангелизационную группу по изучению Евангелия от Марка, а студенты самого лучшего в России, Московского Государственного Университета, на Пасху рассказывали десяткам студентов в университетском городке о значении смерти и воскресения Иисуса Христа, и оставляли им Евангелие в подарок.

            ccx_01_14_04_2010

            Вот что говорит Владимир, студент третьего курса:  «Я получил в подарок Евангелие  и стал читать  его вместе с моим другом, который жил со мной в одной комнате в общежитии. Хотя я многого не понимал, но мне было интересно исследовать и рассуждать над истинами Нового Завета.  На этой же неделе  мы с другом  примирились с Богом. Я в корне решил изменить свою жизнь и следовать за Христом. Теперь именно Евангелие  является для меня ответом на самые волнующие вопросы».  В Украине 400 студентов  ССХ  дарили Евангелие своим друзьям.  Божье благословение для нас – новая группа в Киевском политехническом Университете. Она началась именно в результате проекта  «КТО ТЫ» и сейчас студенты – христиане регулярно ходят по общежитиям этого большого университета (более 40 000 студентов),  даря студентам Евангелие от Марка и приглашая  на группы по изучению Евангелия, которые проходят там же, в общежитии. Роман, один из лидеров группы, так говорит о влиянии Евангелия на него:  «Читая Новый Завет, я узнал что-то очень важное:  Бог любит нас. Иисус Христос, главный персонаж Нового Завета, отдал Свою жизнь для того,  чтобы мы могли восстановить отношения с Богом и стать частью Божьей семьи. Но при этом Бог дал нам свободу  выбора – принять Его подарок, или отказаться.  Я принял решение – я поверил в Божью любовь. Сегодня я знаю, что Иисус Христос очень близок ко мне,  что Бог живёт в моём сердце сейчас,  поддерживая и укрепляя меня. Я знаю, что в вечности я буду в раю, который приготовил для меня любящий Бог».

            По милости Божьей уже напечатано 30 тысяч Евангелий и мы имеем средства для того, чтобы напечатать ещё 30 тысяч. Наши партнёры в  этом проекте –  Студенческий Союз Великобритании, Ассоциация «Духовное Возрождение»  и Библейские Общества  России и Украины. Очень важны слова Михаила Черенкова, вице-президента Ассоциации «Духовное Возрождение», доктора философских наук: «только лишь потому, что Евангелие было всегда под рукой, я могу продолжать непростой, но интересный путь в жизни. Слово Божье привело меня со студенческой скамьи в большой мир науки и христианского служения. Все просветы в трудностях, все ответы на больные вопросы – из этой Книги».

            Очень необычный  для студенческого служения опыт был у нас в апреле.  В Украине 800 штук Евангелия от Марка были подарены молодым заключённым. Эти ребята могли бы быть студентами.…  В этой тюрьме уже давно служат верующие одной из церквей: возят туда вещи, моющие средства, поддерживают тюремную церковь, так что Евангелия попали на подготовленную почву. Это очень важно, ведь именно в тюрьме получил Евангелие и уверовал Ф. Достоевский – знаменитый русский писатель.

            ccx_02_14_04_2010

            Оставайтесь с нами, мы нуждаемся в ваших молитвах и финансовой поддержке нашего служения.  Молодежь сегодня – это люди, которые будут менять общество завтра. Евангелие – сила, которая меняет людей всегда.  Наша мечта: через проповедь Евангелия менять мировоззрение молодежи и менять мир.

             

            Денис Гореньков


              07 Апр

              Служение Школы без стен расширяется в Средней Азии

              sww_14_02_2010

              21-22 марта в Алма-Ате прошел первый семинар для координаторов Школы без стен из стран Средней Азии. Двадцать координаторов представляли национальные школы и церкви-партнеры.

              Конференция была открыта совместным поклонением Богу. Каждый участник поделился откровением из Библии — актуальным и живым для него на данный момент. Видение Школы Без Стен в том и заключается, чтобы жизнь по вере и служение оставались всегда не формальными, актуальными, действенными.

              Во время семинара участники обсудили задачи, цели и ключевые ценности Школы Без Стен, сделали доклады о роботе на местах и поделились будущими планами по развитию проекта в своих странах.

              Второй день конференции был посвящен рабочим моментам. На первом заседании провели мозговой штурм, обсуждали темы и вопросы, наиболее интересные для данного региона, которые стоит включить в программу Школы Без Стен. Было предложено более десяти сессий, рекомендуемых к включению в учебный план. Участники выбрали материалы, которые можно использовать во время образовательного процесса, а также кандидатуры преподавателей, которые смогут донести эту информацию доступно и интересно. Например, актуальный семинар в условиях ограниченной свободы на тему «Права верующих и их юридическая грамотность». В качестве материалов предлагалось использовать статьи действующего закона и находить готовые статьи, брошюры по этой теме, а также подобрать свидетельства тех, кто уже сталкивался с арестами и давлением непосредственно. Предлагали в процессе обучения ролевые игры, чтобы проиграть возможные ситуации при арестах, выяснить, что можно говорить и как себя необходимо вести.

              Последнее заседание было посвящено разработке схемы координации развития и укрепления Школы Без Стен в каждой конкретной стране, были выбраны ответственные координаторы, обсудили необходимость создания базы данных по преподавателям и предметам.

              Конференция закончилась молитвами за нужды братьев и благословением друг друга на ответственный и жертвенный труд мотивации нового поколения для служения Христу и свидетельства окружающему обществу.

               

              Федор Мокан, 
              координатор Школы Без Стен


                07 Апр

                Во Владикавказе прошел семинар на тему «Пасха – победа над идолами»

                sww_vladikavkaz

                2 и 3 апреля во Владикавказской «Школе без стен» прошел семинар на тему «Пасха — победа над идолами». В нем приняли участие 65 человек — представителей церквей, основанных центром «Духовное возрождение». Вопросы, рассмотренные на семинаре, вызвали живой интерес у всех его участников, поскольку они составляют основу евангельского вероучения.

                Во время мероприятия пастор церкви Геннадий Теркун раскрыл огромное значение применения Жертвы Христа в духовной жизни формирующихся молодых людей. Материал для дискуссий был тщательно отработан и подан с использованием фрагментов фильма «Духовная война». Участники семинара приняли активное участие в дискуссии, которая поднимала вопросы спасения. В заключение слушатели пришли к выводу: без веры в силу Крови Христа, очистившей нас от грязи греха, ничего не значат ни обряды, ни молитвы, ни посты, ни даже, чтение Библии.

                Вторая часть семинара была посвящена вопросам сущности Самого Христа: «Кто же Он –?На 100% Человек или только на 100% Бог?» Трудные богословские вопросы были донесены в доступной и увлекательной форме координатором Школы Без Стен — Александром Плукчи. Слушатели разделились условно на представителей разных богословских школ и поставили целый настоящий диалог о Личности Спасителя.

                Третья часть семинара заставила задуматься о том, насколько опасно идолопоклонство, в какой бы форме оно ни проявлялось, насколько опасна ложная религия , смешанная с христианскими традициями. Пастор недавно основанной церкви «Свет Миру» и выпускник Школы Без Стен Марат Валиев, поделился опытом о том, как просто и доступно рассказать людям о Христе и истинном значении Пасхи Христовой.

                Артур Муравов, студент Школы Без Стен, поделился своим впечатлением о мероприятии: « Я занимаюсь бизнесом . Потому иногда бывает очень трудно найти время для личной подготовки. Раньше я даже не знал, как рассказать семье о Христе в доступной форме. Пожалуй , единственное, что я хорошо знал, это учение о десятине. Потому думал, что мое служение в Церкви, это дар помогать деньгами. С тех пор , как мы с женой начали учится в Школе Без Стен — поменялось все. Жена приняла крещение, а я обрел ясность в том, к чему меня призвал Бог. Когда мы закончим обучение — хотим открыть в горах центр для реабилитации наркозависимых. Ведь у меня многие друзья нуждаются в этой помощи».

                После окончания занятий, состоялось крещение 16-ти новых братьев и сестер. А всего только на протяжении марта церковь «Духовное возрождение» выросла на 33 человека, заключивших водный завет с Господом. Половина из них — молодые люди, пришедшие учиться в Школу Без Стен и ставшие настоящими христианами. Новое поколение, воспитанное с помощью этого проекта, отличается активностью и страстным желанием служить Иисусу не только в Церкви, но и среди своих сверстников в различных слоях современного общества.

                 sww_vladikavkaz

                Александр Залецкий,
                Завуч СОШ в Владикавказе, преподаватель ШБС


                  05 Апр

                  Христос воскрес!

                  Дорогие друзья, коллеги, братья и сестры! 
                  Христос воскрес!

                  Он Господин нашей жизни. Он также господствует над смертью, болезнью, бедами. Эта весть наполняет радостью наши сердца, дает мотив к активному служению и веру в Божье торжество «на земле как на небе»!

                  Именно воскресение Христово показало всему миру, кто является действительным Господином. Мир в лице римских властей и религиозных традиционалистов восстал и убил пришедшего к ним Спасителя. Да и мы в лице его ближайших учеников показали свою слабость и неверность. Любовь была испытана предательством и смертью, но победила. Несмотря на нашу испорченность, не ожидая взаимности, Христос полюбил и умер, чтобы воскреснуть и воскресить нас.

                  В 15 главе 1 Послания Коринфянам апостол Павел резюмирует суть евангельской вести: «Напоминаю вам, братия, Евангелие…Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию».

                  Он воскрес, и мы с Ним. Он торжествует, и мы в Нем. Мы часть Его победы, и часть Его миссии. В дни пасхальной радости воскресший Христос напоминает нам о призвании и посылает нас в мир: «Как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас» (Иоан.20:21).

                  Пусть праздник Воскресения Христова наполнит нас радостью и принесет обновление в наши дома, церкви и служения!

                  Христос воскрес!

                  Сотрудники Ассоциации Духовное возрождение


                    03 Апр

                    Михаил Черенков: «Протестантизм связывает Украину с Европой»

                    cherenkov

                    cherenkov— Михаил, Вы исследовали протестантскую мысль Украины XVI-XVII столетий. Какие труды, публицисты, церковные деятели могут быть интересными для современного протестантского читателя, чтобы он почувствовал преемственность поколений, лучше осознавал свою миссию и призвание на этой земле?

                    — Богословская мысль этого периода очень богатая и интересная тем, что в ней происходил постоянный обмен и даже синтез разных традиций и школ. Многих мыслителей и их идеи очень трудно классифицировать  по конфессиональному критерию. На мой взгляд, это хорошо, так как свидетельствует о том, что реформационные импульсы влияли на православие и католицизм. Быть протестантом означало мыслить протестантски, думать и говорить о реформах. А уж принадлежность к церкви как институту значила куда меньше.

                    Мне очень интересен социнианин Юрий Немирич (1612-1659), получивший прекрасное образование в университетах Парижа, Лейдена, Амстердама. Автора сочинения, известного как «Описание и изложение духовного арсенала христианина». Видимо, в Европе он заинтересовался опытом организации протестантских коммун. На Левобережье Немирич пытался создать колонию для 35 тысяч одноверцев-социниан. Во время восстания Богдана Хмельницкого перешел на сторону казаков и принял православие. Еще более интересны идеи его сподвижника Андрея Вышоватого (1608-1678), написавшего религиозно-философский трактат «О религии, соответствующей человеческому разуму», в котором излагалась «просвещенческая» концепция религии, сводимой к требованиям рациональности и нравственности.

                    Одним из наиболее известных «протестантствующих» богословов был Стефан Ориховский, который в 1529-1532 гг. учился в Виттенберге и был любимым учеником Лютера. Вернувшись в Украину, он под давлением родни стал католическим священником, но с реформаторскими идеями и симпатией к православию. Написал целый ряд богословских сочинений: «Крещение у русинов», где говорил об отсутствии серьезных отличий между конфессиями и отрицал необходимость повторного крещения при переходе в другую церковь; «В защиту церкви Христовой», где он полемизирует с Лютером, отстаивая «умеренный» вариант католицизма; «Речь о целибате», которую направил на Тридентский собор и напечатал в Кракове.

                    Для изучения социально-богословских учений тех лет интересен трактат «О настоящей общине святых», написанный в анабаптистской общине Ульриха Штадлера на Волыни. Трактат представляет утопический образ «настоящего» христианства с общей собственностью, отделением от мира, равенством и братством.

                    Можно называть много имен и трудов, но уже и так очевидно, что интенсивность богословского поиска, богатство интеллектуальной и духовной жизни общин того времени, активность межконфессиональных дискуссий просто поражают и являются упреком и вызовом для современных украинских церквей.

                    — Сегодня со стороны так называемых традиционных протестантов или mainline protestant можно услышать упреки, мол, евангельское движение не имеет ничего общего с Реформацией Лютера, Цвингли, Кальвина. И они перечисляют ряд пунктов.

                    Известный историк церкви Санников в книге «Готовимся к крещению» в главе 14 чётко проводит различие между церквями Реформации и свободными церквями. К последним он причисляет и баптистов. Например, на странице 472 говорится следующие: «Радикальная Реформация имела много форм, но наиболее устойчивой и влиятельной группой оказалась та, которая старалась сочетать личное и библейское откровение. Именно эта религиозная группа, гонимая как католиками, так и протестантами, оказала влияние на общество в понимании религиозной свободы и в отделении Церкви от государства. К этой группе относятся библейские анабаптисты, меннониты и баптисты… Одной из самых больших и влиятельных среди свободных церквей в настоящее время является баптизм. Название «крещённые по вере» подчёркивает их отличие от протестантов».

                    У наших евангеликов действительно проблемы с идентификацией? Чем может грозить постепенная потеря протестантской идентичности, отсутствие исторической памяти и ассоциирование себя исключительно с современными харизматическими (не в плане деноминации), яркими проповедниками?

                    — С высоты нашего времени мы можем позволить себе быть избирательным — отбрасывать «компрометирующие связи», рисовать свои линии преемственности, подбирать предтеч и пророков наших церквей и учений. Но эти разрывы, это отчуждение от всеобщей истории церкви отзываются пустотой в богословии и культуре. Анабаптисты — часть протестантизма, часть специфичная, но весь протестантизм состоит из частей и уважения к их специфике. Анабаптисты, меннониты, баптисты отстояли свое право на независимость лишь с оглядкой на прецеденты, созданные Лютером и Кальвином, лишь в контексте широкого реформаторского движения.

                    Когда баптисты хвалятся своим четырехсотлетним возрастом, отказываясь от своих протестантских корней, они грешат против исторической правды и даже против Господина истории, у Которого есть только одна, единая Церковь, и ее единая история. Надо знать свое место и свою роль в истории, но видеть больше и шире своего места, видеть весь масштаб.

                    — В XVI-XVII столетиях был расцвет протестантизма на восточных территориях Речи Посполитой — там, где современные Беларусь, Литва, Украина. Почему так и не удалось закрепиться протестантам? Можно ли провести какие-то параллели с современностью, чтобы не повторить сегодняшним протестантам ошибок прошлого?

                     Протестантизм тех времен был замкнут в элитарных кругах, он оставался субкультурой людей, приобщенных к Европе, читающих книги, ценящих образование, знающих вкус богословских дискуссий. В то же время эта элита должна была служить государству, власти, религиозные предпочтения которой менялись. Украинские и белорусские земли оказались зажатыми между государствами, в которых католицизм и православие приобрели агрессивный характер.

                    Сегодня ситуация повторяется: европейские ценности, многообразие христианства, навыки толерантности остаются уделом немногих. В то же время усиливается политическое давление соседей, у которых идеологией стало агрессивное православие. Есть еще один важный момент: украинское православие, да и украинское христианство в целом, могли бы стать другими, если бы не потеряли связь с мировым христианством, непосредственное общение с другими церквами и не оказались в плену православия московского. Мы мало что можем изменить в геополитике, мало что можем противопоставить влиянию «империй», но нам вполне под силу укреплять связи и общение между христианами разных стран и культур, чтобы в этом многообразии развивать богословие добрососедства и «цветущую сложность» христианской культуры. Украинский протестантизм (в том числе анабаптизм, баптизм, меннониты и проч.) связывает Украину с Европой, в этом его сложная, но крайне важная миссия.

                    С Михаилом Черенковым беседовал Николай Малуха

                    Источник:www.booksfestival.com